Сообщение
о новом оползне, усугубившем положение на трассе Душанбе-Куляб-Хорог,
тревожные звонки водителей заставили редакцию вновь направить
корреспондента на место событий. Но начали мы со столичного аэропорта.
Аэропорт
В ПРОШЛОМ номере мы уже сообщали о звонках
возмущенных авиапассажиров, пытающихся вылететь в Хорог. «У авиакасс
развернулась настоящая спекуляция, - сообщали нам. - Из-за отсутствия
дорожного сообщения с Памиром незнакомцы предлагают помочь приобрести
билет на самолет за 700 сомони!»…
В прошедшее воскресенье в аэропорту побывали
сотрудники Антикоррупционного ведомства. Провели профилактическую беседу
с сотрудниками милиции, которые, якобы, и были теми незнакомцами.
- Я дал указание своим работникам и близко не
подходить к авиакассам и к стойкам регистрации на Хорог, - говорит
замначальника линейного ОВД аэропорта полковник Насрулло Сафаров. – За
исключением проявления хулиганства и нарушения общественного порядка.
В тот же день в аэропорт отправился и корреспондент
«АП». С утра здесь знакомые все лица, те, кто уже познакомился сутки -
двое назад в очереди за билетами.
Прежний ажиотаж и гнев пассажиров сбавил обороты,
заметно снизился накал среди тех, кто собирался сдавать госэкзамены или
успеть на поминки, свадьбу, и кто готов был растерзать виновников своих
бед. Кого конкретно? Мы услышали разные мнения.
В первую очередь, прозвучало: «Правительство!». Мол,
оно, руководство, «никогда не испытывало на своей шкуре мучения своего
народа, а исполнители врут, обманывают, скрывая правду о положении на
местах». Назывались и дорожники - Минтранскоммуникаций, работники
милиции и аэропорта.
…В тот день с утра улетели два рейса.
- Такое шоу-коррупцию в аэропорту надо было видеть! -
рассказывает Либа Брент, представитель международной организации
ИКАРДА. – Мне давно уже надо быть на Памире, а попасть не могу… Билетов
нет!
- Я очень хочу попасть на Памир на самолете, чтобы
именно с высоты посмотреть на красоту, но не пойму, почему нельзя
организовать нормальные полеты? - возмущается Анджи - турист-писатель.
- Хорошо хоть представители Антикоррупционной службы
появились, иначе здесь такое творилось… Вот сейчас выделили самолеты
ЯК-40, разгрузили как-то. Но когда выделяются «Аннушки», почему-то из 17
мест дают билеты на 8-9, остальные, говорят, по брони! – возмущается
учитель К.
Предприниматель Исомиддин так и не смог купить билет
до Хорога, он вновь решил попытаться выехать на машине за своим товаром,
который потерялся где-то в дороге. «Теперь через Хабурободский перевал,
- с горечью говорит он. – Говорят, дорогу открыли».
Дорога
…В ЗАМАНЧИВОМ предложении редактора проехать до
Шуроабада на своей машине за счет редакции пришлось разочароваться уже
на подъезде к перевалу Чормагзак. Сбив выхлопную трубу и ударившись
бампером об ухабы, продолжил путь с таксистом.
- Это по телевидению показывают лучшие участки этой
дороги, торжественные открытия и улыбающиеся лица таджикских и китайских
дорожников, - рассказывает водитель. И тут же уверенно заверяет:
«Ничего, год-два потерпим, да поможет Всевышний, у нас будут самые
лучшие трассы».
Эту фразу я слышал в пути не раз от людей разных
профессий и возрастов, и стал уже проникаться таким же чувством
патриотизма, как «Опель» вновь затрясся на ухабах прямо у ворот дорожной
службы.
- Вот, какой хозяин допустит, чтобы у его ворот был
такой бардак, а? Ведь сами дорогу обязаны чинить, - безадресный возглас
застрял в шуме и пыли.
Нас, журналистов, упрекают, что видим мы только
недостатки, а прекрасную работу иностранных компаний не замечаем.
Отвечу: «Прекрасная дорога: пейзажем, бордюрами и отдельными участками
асфальта!». Особенно на подъезде к перевалу Шар-шар, где полотно,
ограждения, знаки и разметка соответствуют, наверное, европейским
стандартам. Сухой, с отличной вентиляцией, освещением и аварийными
«карманами» сам туннель поражает гостей. А вот сказав, что качество
дороги отменное, необходимо добавить: до первых ливней! У туннеля уже
размыты целые десятки метров асфальта – просто нет одной половины
асфальтного полотна. Это сколько же грантовых или кредитных денег
размыто?! И не надо в таких случаях ссылаться на стихию. Нужно
учитывать, что на таких участках сходят ливневые потоки, что здесь нужно
строить виадуки, проводить берегоукрепительные работы и т.д.
И если мы хвалим наших партнеров за скорость
возведения дорог, благодарим за инвестиции, то должны за собой оставлять
право спрашивать – а почему у вас проваливаются дороги?
Мост
НА всей трассе от Куляба до Шуроабада интенсивность
движения была подозрительно спокойной. Очень редко встречались
большегрузные машины и традиционные джипы, направляющиеся на Памир.
- Мост на реке Оби ниеб восстановили, транспорт
благополучно пересек нашу территорию и выехал на Памир, - объяснил
начальник ГАИ Шуроабадского ОВД Амирхон Хасанов. - Но сегодня машины из
Душанбе в основном уже направились через перевал Хабуробод.
И действительно, попутку до места, где на минувшей
неделе скопилось порядка ста машин, пришлось ждать часа два. Это был
родной, потрепанный, но сохранивший почетное звание «голуболобый» ЗИЛ.
- За 14 дней вот сейчас второй раз еду, хотя
дорога-то занимает всего чуть больше суток, - говорит водитель Кудрат
Кудратбеков из памирского Поршина. - Первый раз застрял именно на Оби
ниебе, а затем, когда сообщили, что открыли перевал и все машины
ринулись туда, двое суток ночевали на снегу. Но зря пустили КАМАЗы там.
Джипы еще разъедутся, а нам очень тяжело будет. Очень много снега, и
расчищена дорога не полностью. Вот и решил вновь поехать по этой новой
трассе.
На серпантине завалы. Огромные валуны от сорвавшегося
козырька горы, вперемежку с камнепадом, так и норовят зацепиться за
металлический корпус цистерны.
- Не надо ругать дорогу, какой бы ни была, -
философски размышляет Кудрат. – Она - наша кормилица. И дорожников не
надо ругать. Что может сделать рабочий без хорошей техники и больших
денег? Ведь все это находят, когда возникает опасность…
Серпантин как-то незаметно пошел на спуск. И сразу
транспорт остановился. Здесь, на оползневом участке, работали
шуроабадские дорожники.
- Не только местные. В эти дни на ликвидацию опасных
участков и возведение моста были переброшены техника и механизаторы из
Хамадони, Дарваза, Нуробада, - говорит начальник управления дорожного
хозяйства Кулябского региона Сафарали Абдуллоев. – Помогли и иранские
дорожники, направившие безвозмездно машины, сварочный агрегат и
материалы для настила.
Как рассказывают сами механизаторы, они уже на вторые
сутки добрались сюда. Работали на восстановлении моста даже в дождь. А
сейчас в восстановлении дороги на оползневом участке трудятся с рассвета
до позднего вечера, пока виден склон.
- Мост этот через Оби ниеб в 54метра был построен в
1989 году, - рассказывает С. Абдуллоев. – Он был возведен как временный
для обеспечения дорожных работ проекта.
По документам, дорогу Куляб-Шуроабад-Калайхумб начали
строить в 1978 году специалисты СУ-907 «Средаздорстроя» и ДСУ-4 Куляба.
И все это время, по словам С. Абдуллоева, участок с 236 по 252км
считается аварийным. Долгое время сооружения не ремонтировались, мост
работал практически на износ.
- 11 апреля прошел редкий по силе селевой поток, он
подмыл третью опору моста, где и провалился КАМАЗ с джипом, - говорит С.
Абдуллоев. - А ночью усилившийся напор воды снес машину в реку. Я
понимаю переживания водителей и не в обиде на их упреки в моем, якобы,
бездействии, но я специалист, и знаю, что нельзя запускать технику в
такую бурную реку. Тут даже мощный бульдозер застрял, водитель приходил
ко мне, взаимно извинились, мы помогли ему вытащить его покореженный
КАМАЗ, обеспечили перевозку в центр.
…Сегодня, по словам начальника управления дорожного
хозяйства Кулябского региона, дорожники сузили русло реки, укрепили
район моста остатками железобетонных конструкций, валунами.
- Строить - одно дело, а обслуживать – совсем другое,
- говорит он. – На каждый километр содержания автодорог по нормативам
положено выделять 30% от стоимости всей суммы, затраченной на
строительство. Так вот, на содержание одного километра вот этого
27-километрового участка, асфальт на котором сохранился местами еще с
80-х годов, нашим дорожникам выделялось ежегодно до 50 тысяч рублей, а
сейчас – до двух тысяч сомони…
…Вот пошли и первые колонны машин из Хорога.
- А почему не через Хабуробод? - спросил водителя.
- Эээ, - махнул он рукой. – Там еще опасно ездить….
…Над серпантинами зависли тучи.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Колбасу выбрасывали рыбам в Пяндж
ПРЕРВАННОЕ транспортное движение на трассе
Душанбе-Куляб-Хорог из-за снесенного селем моста, а также на Памирском
тракте Хорог-Ош - из-за событий в Бишкеке, заметно повлияло на цены на
рынках автономной области.
Открытие КПП «Кульма» на таджикско-китайской границе
намечено лишь на начало мая, а на приграничных рынках Хорога,
Ишкашимского и Дарвазского районов из Афганистана, в основном, завозятся
одежда, обувь, сигареты, моющиеся средства и т.д.
По данным статуправления ГБАО и опроса торговцев рынка
г. Хорога, цены на производимые в самом регионе продукты (мясо, молоко),
а также привозные сухое молоко, рис и масло, остались на уровне начала
года лишь в силу низкой покупательной способности жителей. А вот на
куриное мясо, колбасные изделия, молочные продукты, картофель, капусту,
овощи, чай, сахар и яйца в среднем поднялись от 0,10 до 2,5 сомони.
Повысились цены и на строительные материалы: на тонну
цемента - на 300 сомони и на кубометр леса - на 130 сомони. Собеседники
отметили, что рост цен связан как с прерванным на две недели
транспортным сообщением, так и с ростом стоимости бензина (повысился на
20 дирам за литр).
…Предприниматель из Душанбе Зеби Муминова две недели
назад выехала из Душанбе с грузом моркови, капусты, помидоров и огурцов.
Из почти восьми тонн довезла до Хорога только половину товара,
остальное испортилось. В таком же положении с 7 тоннами моркови оказался
другой предприниматель из Душанбе - Рахмат Юлдашев.
По словам водителей грузовых автомашин Акбара и Салима,
они везли почти по полтонны куриного мяса и колбасных изделий, которые
испортились из-за вынужденного простоя в районе снесенного моста Оби
Ниеб. Они были вынуждены выбросить испорченный товар на съедение рыбам в
реку Пяндж. Теперь, чтобы компенсировать понесенные убытки, им придется
повысить цену на оставшиеся у них товары. |