- РЕЧЬ идет о памирских языках (шугнанском,
рушанском, рошорвском, ваханском, ишкашимском, язгулямском,
мунджанском, сарыкольском, сангличском) и о ягнобском языке, -
рассказывает завотделом памирских языков Института гуманитарных наук АН
РТ, доктор филологических наук Мукбил АЛАМШОЕВ. - Наука
доказала, что памирские языки и ягнобский являются самыми древними
языками Таджикистана и являются достоянием не только таджикского
народа, но и всего человечества. Заметим, что в конце ХIХ века многие
зарубежные учёные неоднократно обращались к этим языкам для
установления исторических соответствий и составления этимологических
словарей (Р. Шоу, В. Гейгер, Г. Моргенстерне). Поэтому мы должны
сохранить памирские и ягнобский языки от исчезновения, дать им простор
для дальнейшего развития и процветания.
"По данным ЮНЕСКО, сегодня в мире говорят более чем на 6 тыс. языках, 96% из которых используют всего 4% жителей планеты. Почти
половина существующих в мире языков находится на грани исчезновения.
Каждый месяц в мире исчезают два языка. Тысячи языков не используются
системами образования, не представлены в Интернете."
Как специалист по памирским языкам, могу
сказать, что в начале 90-х и в годы независимости были достигнуты
определенные успехи в деле их развития. В частности, было издано
большое количество литературы (словарей, учебников и т.д.). Эти
достижения были особенно заметны во время проведения «Дней культуры
ГБАО в Душанбе» (1999), где на памирских языках прозвучали стихи и
песни всех народностей Памира. Порадовала зрителей пьеса М. Миршакара
«Золотой кишлак», переведенная на шугнанский язык и поставленная в
театре им. Рудаки.
По моему мнению, для дальнейшего развития языков было бы целесообразно:
- развивать и пропагандировать изучение таджикского языка как государственного;
- создать стабильную письменность для памирских языков на базе кириллической графики;
- усилить исследования, связанные с вопросами изучения бадахшанских языков;
- привлечь широкую общественность для сбора языковых и фольклорных материалов, народных песен;
- решить вопрос преподавания памирских языков в школах ГБАО;
- привлечь ведущих ученых, методистов, а также
опытных учителей для написания учебных пособий и учебников, словарей
для изучения памирских языков и обучения им;
- адаптировать программы образования Таджикистана по
отдельным предметам, особенно по таджикскому языку для начальных и
средних школ ГБАО, с учетом специфики региона, где учителя
действительно сталкиваются с трудностями, связанными с овладением
памироязычными учащимися таджикским и другими языками. С целью
сопоставительного изучения родного, таджикского и других языков
необходимо организовать специальные курсы;
- ставить на сцене областного театра «Рудаки», а
также в Домах культуры районов ГБАО пьесы и сценические инсценировки на
памирских языках;
- организовать при областном театре «Ансамбль народов «Памира»;
- подумать об открытии филиала Университета искусств
Таджикистана в Хороге, хотя бы отделений актёрского мастерства, музыки
и пения;
- в ближайшие годы, если это возможно, рассмотреть
вопрос о восстановлении областного издательства «Памир», где молодые
поэты и писатели, широкая общественность могли бы публиковаться на
родных языках;
- в дальнейшем развивать культурные отношения с
народностями - носителями бадахшансков языках в Афганистане, Китае и
других странах. |