|
В категории материалов: 25 Показано материалов: 11-20 |
Страницы: « 1 2 3 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
На прошлой неделе посол Великобритании в РТ Грэм Лотэн вернулся из рабочей поездки в Раштскую долину, Хатлонскую область и ГБАО. |
На
днях в Париже впервые вышел Всемирный атлас языков, находящихся на
грани исчезновения. Атлас подготовлен ЮНЕСКО и приурочен к
Международному дню родного языка, который отмечается 21 февраля. Между
тем, в Таджикистане существует несколько древних языков, которым также
в той или иной степени грозит исчезновение. |
Новая статья про наш маленький РАЙ
«Есть
страны, обладающие удивительной притягательной силой, несмотря на то,
что наружная сторона их не всегда показная. К числу таких стран
относится Средняя Азия. Нелегко иногда объяснить известные симпатии
к той или иной стране. Но несомненно, что у русского эти симпатии к
Средней Азии являются до известной степени врожденными или, во всяком
случае, нетрудно объяснимыми. Грандиозная природа Средней Азии,
поражающая воображение то своими безграничными пустынями, то своими
поднебесными высями, подходят вполне к русской натуре и ее широкому
размаху.
|
История
Таджикистана уходит своими корнями в глубокую древность. Современные
таджики, представляющие коренное население Средней Азии, являются
прямыми потомками тех индоевропейских племен и народов, которые раньше
населяли эти земли и внесли огромный вклад в развитие не только
среднеазиатской, но и мировой цивилизации. Сам термин «таджик» впервые
появился в VII веке нашей эры, — так стали называть тюрки состоящее из
разных народностей местное население Средней Азии, которое говорило на
диалектах, близких к персидским. Когда-то в далеком прошлом Таджикистан
входил в состав той территории, откуда индоевропейские племена,
носители арийской культуры, начали со второй половины III тыс. до н. э.
свое расселение по всему миру. Около 1200 г. до н. э. арии завоевали
Индию, Иран и Грецию, а несколькими веками позже — Балканы, Аппенинский
полуостров, Карпато-Дунайскую область, а также Центральную, Северную и
Западную Европу — от Вислы до Балтийского моря и Атлантического океана.
Уже в первом
тысячелетии до н. э. все степи Восточной Европы и Западной Азии были
заселены вдоль крупных рек различными по происхождению племенами,
которые говорили на диалектах североиранской языковой группы. Их
основным занятием было пастушеское скотоводство, охота и, частично,
земледелие. Общественный строй этих племен, их культура, искусство были
родственны друг другу и имели множество общих черт. Единому их облику
способствовал всесторонний обмен, который был обусловлен подвижным
образом жизни на безграничных степных пространствах. Эти бескрайние
просторы начинались со склонов Памира, там, где выходят из гор реки Окс
(Аму-Дарья) и Яксарт (Сыр-Дарья), и связывали собой поверх Каспийского
моря Азию с Европой, связывали так полно, что не было никакой
возможности провести границу между этими двумя частями света. Благодаря
отсутствию естественных преград именно по этому степному поясу
проходила вся масса разнородных племен, наводнивших затем Европу. Путь
этих передвижений был главным путем торговли, а с ней и культуры.
Необозримая ширь степей ограничивалась с Юга горными кряжами, а с
Севера — непроходимыми лесами и болотами. Уже на глазах истории
совершилась перемена в характере почвы и климата Средней Азии,
громадные пространства которой ныне занимают пески пустынь. Античными
источниками также засвидетельствовано продвижение групп ираноязычных
племен с востока в Юго-Восточную Европу, в области к северу от Кавказа
и Черного моря. Некоторые из них были известны грекам под общим
названием скифов, а персам — под названием саков. |
Исмаилизм — это религиозно-мистическое учение,
возникшее на основе ислама в результате раскола среди шиитов во второй
половине VIII века. Движение шиитов зародилось в арабской среде еще при
жизни Мухаммада, но окончательно сформировалось и распространилось оно
лишь после его смерти на завоеванных арабами зороастрийских
территориях. Шиитами называли себя арабы, которые после смерти
Мухаммада в 632 году считали единственным законным преемником Пророка
Али б. Аби Талиба, его двоюродного брата и верного друга, женатого на
дочери Мухаммада Фатиме. После убийства Али 21 января 661 года, они
продолжали отстаивать права наследования для его сыновей, Хасана и
Хусейна и ненавидели власть Омейядов. Претендентом на халифат выступил
старший брат Хасан, но вскоре он отрекся от власти и был отравлен.
После смерти Омейяда Муавии Хусейн, младший сын Али, выступил против
нового халифа Язида, сына Муавии, с небольшим отрядом, состоящим в
основном из его родственников, включая женщин и детей. Но в пустынной
местности близ Кербелы, он был окружен многочисленным войском Омейядов
и погиб в неравном бою. После гибели Хусейна его последователи, шииты,
продолжали состоять в оппозиции по отношению к господствующей религии
суннитов. Их разногласия также касались подхода к пониманию сунны
(примера жизни Мухаммада), как образца и руководства на все случаи
жизни для всей мусульманской общины. |
По
мере вздымания Памирского нагорья его климат постепенно менялся, но к
нынешнему своему состоянию он приблизился около II тыс. лет назад, в
результате целого ряда причин общепланетарного характера. На
Западном Памире климат все последнее время был благоприятен для жизни
людей. Здесь находятся развалины древних крепостей и пещерные города
средневековья, расположенные на старинных караванных путях.
Одно из самых ранних описаний Памира можно найти в дневниках китайца
Сюань-Цаня, который проходил его в качестве буддийского паломника летом
642 года. Но Европа узнала о существовании Памира гораздо позже — в
XIII веке, после издания дневников венецианца Марко Поло, который
посетил его в 1270 году, пройдя вместе с другими купцами по Шелковому
пути. Его воспоминания казались настолько невероятными, что долгое
время ставились под сомнение. И только сейчас можно удивляться, с какой
поразительной точностью он описал все то, что видел.
Само толкование слова «Памир» до сих пор вызывает многочисленные споры:
одни считают, что оно произошло от сокращения слов «упа-Меру», то есть
«страна над Меру», божественной горой индийцев, местом обитания бога
Шивы, обозначающей центр Вселенной (она упоминается в индийской поэме
«Махабхарата», VI век до н. э.); другие — от «Пои Мехр», что означает
«подножие солнца»; третьи — от китайского «По-ми-ло», то есть «страна
восходящего солнца». Но последние историко-лингвистические исследования
склоняются к тому, что слово «Памир» нужно переводить как «Страна
ариев» (также как Иран и Кашмир).
В преданиях иранцев это — легендарная страна Арьяна-Вайджа, у истоков
Окса (Аму-Дарьи), откуда пришел Заратустра и откуда они в глубокой
древности начали свое расселение по Передней Азии.
В индийской традиции это мистический центр вселенной, где земля
соединяется с небом, источник знания и миропорядка. |
Охота
на Памире всегда имела большое значение, она является священным,
сакральным актом, который приравнивается к жертвоприношению. По большей
части охотятся на горных козлов и баранов, которые считаются самыми
чистыми животными, так как, по поверью, их пасут духи гор — пари. Тот,
кто отведал их мяса, очищается на 40 дней от всякой скверны. Само
преследование на охоте горных козлов и баранов представляется охотникам
как стремление человека к Высшему началу, к достижению духовного
совершенства.Охотятся также на снежных барсов, медведей и лисиц.
На охоту выходят рано утром, стараясь, чтобы никто не увидел. Если
перед охотником проходит женщина, то он возвращается домой, считая, что
это плохое предзнаменование. Каждый охотник имеет свою покровительницу
— пари, которая является ему во сне, накануне охоты и говорит, куда
следует идти охотиться и в какое животное стрелять. Пари обычно
являются людям в виде красивых юных девушек, но могут также принимать
облик орла или вороны. По древнему поверью, горные козлы и бараны — это
домашние животные пари. Все горцы знают, что пари преследуют тех, кто
осмеливается убить беременную самку или детеныша. Если охотника во
время охоты все же постигает неудача, он прямо в горах ложится спать,
чтобы во сне снова получить наставления от своей пари. Пари могут иметь
к людям физическое влечение, поэтому быть удачливым охотником — значит
пользоваться успехом у пари. Так как она может полюбить человека только
во всех отношениях безупречного, охотник в ночь перед охотой стремится
очистить свои мысли, читает молитвы и спит отдельно от жены.
|
Автор: Бахроми Одина Источник материала: Андеша Дата публикации: 27.07.2008 >> Ссылка на источник Асли ман аз вилояти собики Кулоб аст. Ман барои президент Эмомалй Рахмон ба гуфти завчаам “тёр будам, ки худма бикушам”, аммо акнун уро чашми дидан надорам ва акнун вакте вай дар телевизор пайдо мешавад, кудаконам бе ягон гап зуд мераванду онро хомуш мекунанд, зеро муносибати маро медонанд. Бисёр касон аз чунин бакуллй дигаргун шудани ман изхори хайрат мекунанд, лекин ман медонам, ки ин тагйир бехуда ва беасос нест ва шояд на танхо ба ман, балки ба садхо, хазорон нафари дигар низ хос аст. |
|
Друзья сайта |
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|